Задачи психолого-педагогического сопровождения:
•предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
•помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);
•коррекция эмоционально – волевой сферы;
•психолого – медико – педагогическое сопровождение образовательных задач;
•всестороннее обсуждение проблем в развитии ребёнка специалистами разного профиля;
•утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с родителями;
•коллегиальное, последовательное решение задач по работе с ребёнком;
•рассмотрение конфликтных аспектов;
•включение родителей в деятельность группы сопровождения;
•повышение компетентности специалистов в смежных направлениях.
Принципы психолого-педагогического сопровождения.
1. Рекомендательный характер.
2. Приоритет интересов сопровождаемого.
3. Непрерывность сопровождения.
4. Мультидисциплинарность.
Этапы сопровождения:
1. Аналитический.
2. Диагностический.
3. Практический.
4. Рефлексивный.
Факторы успешной работы группы:
•необходимость тщательной диагностики;
•необходимость дополнительных усилий по адаптации детей в непривычных условиях;
•необходимость чёткого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учётом рекомендаций врача;
•необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;
•необходимость отработанной динамической системы гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребёнка;
•включение родителей в сопровождение как участников реабилитационного процесса.
Функции участников группы психолого-педагогического сопровождения.
Представитель администрации.
• руководитель службы сопровождения:
• перспективное планирование деятельности службы;
• координация деятельности и взаимодействия специалистов;
• контроль над организацией работы, анализ эффективности.
Учитель-дефектолог.
•проведение педагогической диагностики и уточнение индивидуального образовательного маршрута;
•осуществление образовательной работы;
•осуществление коррекционной деятельности (индивидуальные и групповые формы).
Учитель класса.
•выявление уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки учебно-познавательной и трудовой деятельности);
•учет индивидуальных особенностей ребенка, особенностей коммуникативной культуры и активности при реализации коррекционных задач в образовательном процессе; создание ситуации успеха.
Воспитатель группы продленного дня.
•определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;
•реализация рекомендаций учителя, учителя-дефектолога, психолога в свободной, коммуникативной, общественной или социально-значимой деятельности детей.
Педагог-психолог:
•психологическая диагностика;
•психокоррекция;
•психологическое консультирование;
•разработка рекомендаций другим специалистам.
Педагог социальный:
•объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка;
•изучение социально-психологического климата и стиля воспитания в семье;
•решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.
Медицинский работник:
•организация и контроль антропометрии;
•разработка медицинских рекомендаций для педагогических работников в целях обеспечения здоровьесберегающей среды;
•обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима;
•ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников.
Области деятельности специалистов.
Педагог-психолог.
•результаты познавательной сферы ребенка;
•особенности эмоционально-волевой сферы, поведенческие особенности ребенка, характер самооценки.
•особенности межличностных отношений ребенка;
•итоги промежуточного анализа хода развития ребенка.
Педагог социальный.
•характеристика семьи ребенка, особенностей взаимоотношений и стиля воспитания;
•жилищно-бытовые условия, наличие оборудованного уголка для занятий и игры, детской литературы, игр и игрушек;
•конфликтные аспекты в работе с семьей.
Учитель-дефектолог.
•трудности в усвоении программы;
•поведенческие особенности ребенка;
•рекомендуемая учебная программа и предложения по оптимизации образовательного процесса в отношении рассматриваемого ребенка (индивидуальный образовательный маршрут);
•особенности речевого развития ребенка;
•итоги промежуточного анализа хода развития ребенка;
•возможности коррекции и прогноз.
Воспитатель.
•навыки самообслуживания;
•характер и взаимоотношения в коллективе детей и взрослых;
•особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности детей;
•формирование социальных связей, подготовка к продуктивному сотрудничеству с другими людьми.
Учитель музыки.
•способности к творческой деятельности;
•возможности использования эстетопсихотерапевтических приемов в коррекции проблем ребенка.
Учитель физической культуры.
•активность на занятиях;
•предпочтения в упражнениях;
•понимание команд, координация движений.
Организация взаимодействия специалистов группы психолого-педагогического сопровождения.
• Создание службы сопровождения ребёнка как организационной структуры образовательного учреждения:
- определение целей и задач;
- определение состава;
- назначение руководителя;
- определение направлений деятельности.
• Организация динамических связей между специалистами в процессе работы.
• Создание и поддержание в коллективе сопровождения атмосферы всеобщей заинтересованности в результате труда, взаимопонимания и взаимного уважения к профессиональным и личностным качествам коллег.
• Создание условий для результативного труда «команды», исходя из профессиональных требований к работе каждого специалиста.
• Обучение специалистов в новой логике взаимодействия: комплексности и мультидисциплинарности в решении проблем ребёнка и его семьи.
• Внесение корректив в работу команды для повышения результативности.
В помощь специалистам:
Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания
Сопровождение педагогом-психологом несовершеннолетних с особенностями психофизического развития (из опыта работы)
Рекомендации педагогу по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы:
- обобщать информацию о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы с педагогами);
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его развития в процессе обучения и воспитания;
- максимально использовать различные формы внеклассной работы с целью интеграции учащихся с особенностями психофизического развития в общество;
- организовывать и проводить просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации и т.д.), оказывать помощь в вопросах получения информации относительно специфики организации образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребёнка;
- формировать у учащихся класса адекватное отношение к учащимся с особенностями психофизического развития, воспитывать чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству;
- формировать у детей с особенностями психофизического развития положительное отношение к своим сверстникам, адекватное социальное поведение;
- оказывать помощь учителям в формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии;
- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с особенностями психофизического развития, развивать у него веру в свои силы и возможности;
- создавать атмосферу эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья;
- принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды для детей с особенностями психофизического развития через использование средовых ресурсов;
- осуществлять консультирование законных представителей ребенка;
- принимать участие в составлении программы сопровождения ученика с особенностями психофизического развития ;
- принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума;
- соблюдать профессиональную этику.
раскрыть » / « свернуть