Программа реализации педагогического проекта «Внедрение модели гражданско – патриотического воспитания учащихся посредством историко – краеведческого исследования на территории Червенского района»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: «Внедрение модели гражданско – патриотического воспитания
учащихся посредствомисторико – краеведческого исследования
событий Холокоста на территории Червенского района»
Сроки реализации: 2022 – 2024 учебные годы
Руководитель проекта:
Батура Ирина Чеславовна,
директор
тел. 0171423338
е – mail: smil1@cherven.edu.by
Актуальность педагогического проекта обусловлена:
вызовами и тенденциями современного общества по деформации исторической памяти, навязывания чуждых смыслов и интерпретации событий Второй мировой войны и Великой Отечественной войны;
выработкой наиболее эффективных средств, форм и методов воспитательной работы, направленной на повышение интереса молодёжи к трагическим событиям Холокоста, создания условий для поисковой и исследовательской деятельности учащихся VII – XI классов, формирование гражданских и нравственных идеалов;
формирование у обучающихся гражданской позиции, исторической культуры, патриотических чувств, уважения к историческому военному прошлому страны, любви к Родине, желания принимать участие в проведении мероприятий по сохранению памяти о наследии предков;
совершенствовать формы работы по гражданско – патриотическому и духовно – нравственному воспитанию обучающихся.
Основная идея проекта:
способствовать формированию у молодёжи умению противостоять антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажении и фальсификации итогов Второй мировой войны.
Обоснование целесообразности и актуальности проекта
Цель: создать экспозицию передвижной историко – документальной выставки для привлечения общественного внимания к событиям Второй мировой войны, отражающую судьбы жертв Холокоста в Червенском районе.
Задачи:
создать модель образовательной площадки для учащихся с целью формирования инициативности, гражданской ответственности, воспитания нравственности, духовности на основе культурно – исторического наследия родного края;
взаимодействовать с архивами, музеями, общественными организациями и иными учреждениями, связанными с историей Холокоста в процессе реализации проекта;
создать условия для творческой и исследовательской деятельности педагогов и учащихся;
способствовать популяризация исторического, нравственного и культурного наследия Червенского района.
Теоретическое обоснование педагогического проекта
Память о Холокосте необходима,
чтобы наши дети никогда
не были жертвами, палачами
или равнодушными наблюдателями
И.Бауэр
Педагогический проект«Внедрение модели гражданско – патриотического воспитания учащихся посредствам историко – краеведческого исследования событий Холокоста на территории Червенского района» приурочен к Году исторической памяти и направлен на повышение информационной грамотности учащихся, проведение работы по формированию толерантного отношения к людям других национальностей, вероисповедания и культуры, воспитание осознанной гражданской позиции, привлечение молодежи к поисковой, исследовательской и творческой деятельности, связанной с сохранением исторической памяти жертв Холокоста.
Педагогический проект включает в себя комплекс воспитательных мероприятий, ориентированных на повышение уровня знаний учащихся о трагических событиях истории XX столетия в период геноцида еврейского населения в годы Второй мировой войны.
Проект построен на основе гуманистических ценностей, имеющих важное значение для подрастающего поколения, сопричастности к сохранению исторических памяти и объектов малой Родины.
Фашистский геноцид унес жизни 6 млн. евреев по всему миру среди них – 5 750 жителей Червенского района, более 2000 евреев г.п. Смиловичи. Реализуя программу уничтожения евреев, немцы создали на территории района 2 гетто.
О горьких, трагических событиях свидетельствуют памятники жертвам Холокоста в г.п.Смиловичи и г. Червене.
В знак глубочайшей признательности и уважения за помощь, оказанную еврейскому народу в годы Второй мировой войны от израильского мемориального института «Яд Вашем» в Червенском районе два человека были удостоены почетного звания «Праведник народов мира» – Холодинская Феодосия, за спасение Мелонайц (Гоберман) Доры и Любочкина Александра, за спасение Король Блюмы (Любочкиной Марии) в г.п.Смиловичи.
Проект позволит провести работу по изучению истории Холокоста, нацисткой политики геноцида на территории Червенского района в годы Второй мировой войны, созданию экспозиции передвижной историко – документальной выставки «Холокост – трагическая страница истории Червенского района» для увековечивания памяти безвинно погибшего населения.
Перечень планируемых мероприятий:
разработка эскизного проекта оформления экспозиции передвижной историко – документальной выставки «Холокост – трагическая страница истории Червенского района»;
приобретение материалов и экспозиционного оборудования;
работа в архивах по сбору материалов;
изготовление копий документов, фотографий;
внутренние оформительские работы;
подготовка и издание рекламной продукции (буклетов, брошюр, путеводителей, каталогов);
создание интернет – платформы проекта на официальном сайте учреждения образования;
разработка и проведение экскурсий для посетителей экспозиции передвижной историко – документальной выставки «Холокост - трагическая страница истории Червенского района»;
освещение реализации проекта в средствах массовой информации.
Деятельность по разработке, планированию и реализации педагогического проекта предполагает следующие этапы:
1 этап: подготовительный (с апрель 2022 г. по 31 августа 2022 г.);
2 этап: основной (1 сентября 2022 г. 31 мая 2024 г.);
3 этап: заключительный (с 1 июня 2024 г. по 20 августа 2024 г.).
Формы отчетности:
октябрь 2023 г. – промежуточный отчет;
сентябрь 2024 г. – итоговый отчет.
Модель внедрения педагогического проекта в процессе организации воспитательной работы в учреждении образования
Цель: создать экспозицию передвижной историко – документальной выставки «Холокост - трагическая страница истории Червенского района» для привлечения общественного внимания к событиям Второй мировой войны, отражающую судьбы жертв Холокоста в Червенском районе
|
Теории и концепции: компетентностный подход в образовании, развитие межпредметных связей, теория развития критического мышления, развитие историко-краеведческой деятельности Червенского района
|
Диагностический компонент
|
Анкетирование, тестирование, авторские методики, количественные показатели
|
Констатация уровня сформированности знаний участников проекта о событиях Холокоста на территории Червенского района, ИКТ-компетенций, уровня знаний и критического мышления учащихся к трагическим событиям Второй мировой войны, уровня гражданско-патриотического сознания учащихся
|
Содержательно-целевой компонент
|
Теоретический компонент
|
Практический компонент
|
Изучение теоретических компетенций, развитие мотиваций всех участников проекта, создание условий для коммуникативной среды, обеспечивающей системный анализ трагических событий Второй мировой войны периода Холокоста на территории Червенского района, изучение и подбор методов и форм реализации воспитательного потенциала
|
Разработка программ, методических пособий, внедрение форм и методик организации воспитательного процесса с целью создания экспозиции передвижной историко – документальной выставки «Холокост - трагическая страница истории Червенского района», посвященных трагическим событиям Холокоста на территории Червенского района
|
Формы и методы организации образовательной деятельности
|
Кластерно - сетевая структура: сотрудничество ГУО «Средняя школа № 1 г.п. Смиловичи» с учреждениями образования района
|
Воспитательные мероприятия, объединения по интересам, факультативные занятия, индивидуальные занятия, олимпиады, конференции, диалоговые площадки, конкурсы, проекты, тематические недели, посвященные памятным датам, проектное обучение, использование ИКТ и ЭОР в воспитательном процессе, освоенных интерактивных технологий, программных средств и технологических ресурсов для предоставления результатов
|
Методические разработки, проекты, конкурсы
|
Методические материалы, адаптированные к использованию в образовательном процессе в учреждениях образования
|
План по реализации проекта, план социальной, воспитательной и идеологической работы учреждения образования, веб–страница «Холокост – трагическая страница истории Червенского района» педагогического проекта на сайте учреждения образования
|
Результативный компонент
|
Анализ уровня сформированности знаний и представлений о трагических событиях Холокоста на территории Червенского района
|
Количество и качество проведенных воспитательных мероприятий и экскурсий, критерии эффективности применения полученных званий в практической деятельности, уровень воспитанности учащихся по гражданско – патриотическому воспитанию
|
Результаты:
|
организация деятельности кластерно – сетевой структуры учреждений образования;
технология разработки гражданско–патриотических мероприятий, направленных на освоение учащимися знаний о истории и событиях Второй мировой войны и Великой Отечественной войны;
привлечение мотивированных учащихся к проектно – исследовательской, историко – краеведческой деятельности с целью дальнейшего их поступления на исторические факультеты высшие учреждения образования страны;
развитие индивидуальных и групповых творческих способностей учащихся, направленных на повышение информационной грамотности учащихся связанной с сохранением исторической памяти жертв Холокоста на территории Червенского района;
проведение работы по формированию толерантного отношения к людям других национальностей, вероисповедания и культуры, воспитание осознанной гражданской позиции;
разработка программы сотрудничества и социального партнерства с законными представителями обучающихся, заинтересованными общественными организациями, учебными заведениями;
создание экспозиции передвижной историко – документальной выставки«Холокост – трагическая страница истории Червенского района»
|
Кадровое и материальное обеспечение
Реализацию педагогического проекта будут осуществлять:
Администрация – 2 человека
Педагоги – 2 человека, педагоги I – квалификационной категории, педагог-психолог – без квалификационной категории, педагог – организатор – без квалификационной категории.
Материально – техническое обеспечение проекта
наличие кабинета истории;
наличие компьютерной техники;
наличие высокоскоростного подключения к сети Интернет в кабинете информатики, кабинете истории, учительской;
наличие необходимого проекционного оборудования (медиапроектор);
наличие множительной и копировальной техники;
информационные переносные стенды (ролл – ап стенды);
мультиборд;
малые архитектурные формы;
мебель (столы, стулья для проведения конференций).
Информационно - коммуникативные средства:
аудио, видео, печатные материалы;
медиатека;
электронные учебные издания;
предметы реальной действительности и их иллюстративные изображения;
электронные мультимедийные материалы (ЭСО, презентации, электронные варианты текстов);
картографические материалы.
Финансово - экономическое обоснование проекта
Для внедрения педагогического проекта необходимо дополнительное финансирование на командировочные расходы, программное и компьютерное обеспечение, разработку научно-методических рекомендаций, экспертизу педагогического проекта, научное консультирование. Предполагается материальное поощрение администрации, педагогических работников, задействованных в реализации педагогического проекта из бюджетных средств, выделяемых на премирование работников, использование внебюджетных средств, привлечение средств через сотрудничество с организациями и предприятиями района.
Критерии и показатели оценки качества
педагогического проекта
Критерии оценки качества педагогического проекта
|
Показатели оценки качества педагогического проекта
|
У обучающихся сформирована потребность в изучении истории Второй мировой войны и событий Холокоста на территории Червенского района
|
Сформированность уровня знаний и критического мышления учащихся к трагическим событиям Холокоста на территории Червенского района, создание экспозиции передвижной историко – документальной выставки «Холокост – трагическая страница истории Червенского района»
|
Тесное взаимодействие педагогов, обучающихся и их законных представителей по изучению трагических событий Холокоста на Червенского района, создания условий для поисковой и исследовательской деятельности учащихся VII-XI классов, формирование гражданских и нравственных идеалов
|
Сформированная активная позиция участников проекта по событиям Холокоста, участие в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, подготовка экскурсоводов из числа учащихся
|
Применение метапредметных знаний и навыков в образовательном процессе
|
Изучение уровня компетентности в вопросах интеллектуального и гражданско – патриотического воспитания обучающихся
|
Календарный план реализации педагогического проекта
в 2022 – 2024 учебном году
I этап. Организационный (с апрель 2022 г. по 31 августа 2022 г.)
Задачи:
привлечь педагогов, обучающихся и их законных представителей к процессу разработки проекта, обсуждения и внесения предложений в проект;
ознакомить участников образовательного процесса с целями и задачами проекта;
сформировать банк методических материалов.
Содержание работы
|
Сроки проведения
|
Ответственные
|
Планирование работы на 2022/2023 учебный год
|
Август
2022 года
|
Заместитель директора по ВР
|
Разработка проекта
|
Апрель
2022 года
|
Заместитель директора по ВР
|
Оформление необходимых документов в процессе реализации проекта
|
Апрель 2022года
|
Заместитель директора по ВР
|
Формирование банка методических материалов, самообразование
|
Апрель - август
2022 года
|
Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагоги
|
Изучение материалов анкетирования
|
Апрель
2022 года
|
Классные руководители
|
Разработка плана совместной работы классных руководителей, учителей-предметников, педагога-организатора, психолога
|
Август
2022 года
|
Заместитель директора по ВР
|
Основной этап (сентябрь 2022 года – май 2024 года)
Задачи:
формировать у учащихся основные знания и представления о трагических событиях Холокоста на территории Червенского района в период Второй мировой войны;
организовать педагогическое просвещение законных представителей по вопросам исторической памяти трагических событий и жертв Холокоста;
создать профессиональную среду для обмена опытом и внедрения новых педагогических технологий в образовательном процессе учреждения образования.
Мероприятия по реализации педагогического проекта
№
п/п
|
Содержание работы
|
Сроки
|
Ответственные
|
-
|
Проведение тематических недель, информационных и классных часов, внеклассных мероприятий по трагическим событиям Холокоста, в том числе и на территории Червенского района
|
сентябрь
2022 года
– май
2024 года
|
Заместитель директора по ВР,
классные руководители, учителя-предметники
|
-
|
Проведение анкетирования, психологическое сопровождение учащихся
|
сентябрь
2022 года
– май
2024 года
|
Педагог-психолог
|
-
|
Взаимодействие с учреждениями образования района по организации совместных воспитательных мероприятий и экскурсионной деятельности по увековечиванию памяти жертв Холокоста на территории Червенского района
|
сентябрь
2022 года
– май
2024 года
|
Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя-предметники
|
-
|
Проведение тематических недель, посвященных памяти жертвам Холокоста
|
сентябрь
2022 года
– май
2024 года
|
Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя-предметники
|
-
|
Сбор архивных документов, фотоматериалов, биографических данных, исторических сведений
по проблеме Холокоста
на территории Червенского района
|
сентябрь
2022 года –
май
2024 года
|
Руководство школы
|
-
|
Организация объединения по интересам «Юные экскурсоводы»
|
Сентябрь
2022 года
|
Руководство школы
|
-
|
Проведение конференций, круглых столов, диалоговых площадок по вопросам изучения истории геноцида еврейского народа на территории Червенского района
|
сентябрь
2022 года
– май
2024 года
|
Заместитель директора по ВР
|
-
|
Разработка веб-страницы «Холокост - трагическая страница истории Червенского района» на официальном сайте учреждения образования
|
Постоянно
|
Учитель информатики
|
-
|
Размещение в СМИ материалов по реализации педагогического проекта
|
Постоянно
|
Заместитель директора по ВР
|
|
Проведение конкурсов творческих работ среди учащихся и педагогов школы по теме Холокоста
|
сентябрь
2022 года–
май
2024 года
|
Заместитель директора по ВР
|
|
Подготовка буклетов, листовок, брошюр
|
сентябрь
2022 года–
май
2024 года
|
Педагог-организатор
|
|
Обучение педагога путем повышения квалификации по организации и проведению экскурсионной деятельности в учреждении образования
|
сентябрь
2022 года–
май
2024 года
|
Заместитель директора по ВР
|
|
Посещение мемориальных комплексов, памятных мест, экспозиций, выставок, посвященных событиям геноцида еврейского населения Беларуси
|
сентябрь
2022 года – май
2024 года
|
Заместитель директора по ВР
|
|
Налаживание сотрудничества и партнерских отношений с заинтересованными общественными организациями, учебными заведениями
|
сентябрь
2022 года –
май
2024 года
|
Заместитель директора по ВР
|
|
Оформление экспозиции передвижной историко – документальной выставки «Холокост - трагическая страница истории Червенского района»
|
Май 2024
|
Руководство школы
|
III этап. Заключительный (с 1 июня 2024 г. по 20 августа 2024 г.)
Задачи:
подготовить отчета о реализации проекта, публикации в СМИ и на сайте учреждения образования, планирование дальнейших перспектив развития проекта;
проанализировать работу по выполнению проекта и подведение итогов.
№ п/п
|
Содержание работы
|
Сроки
|
Ответственные
|
-
|
Оформление тематических папок
|
до 1 сентября 2024 года
|
Учитель истории
|
-
|
Анализ уровня компетентности в вопросах интеллектуального и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
|
по результатам окончания учебного года
|
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
|
-
|
Работа экспозиции передвижной историко – документальной выставки«Холокост - трагическая страница истории Червенского района»
|
Сентябрь
2024 года
|
Учитель истории
|
-
|
Закладка аллеи на территории учреждения образования, посвященная праведникам мира Червенского района
|
Сентябрь
2024 года
|
Руководство школы
|
-
|
Форум «Память живет в поколениях»
|
Сентябрь
2024 года
|
Руководство школы
|
Литература
1. Басин, Я. Катастрофа белорусского еврейства как социальный и исторический феномен / Я. Басин // Уроки Холокоста: история и современность.- 2008.- № 1.- URL: http://mb.s5x.org/homoliber.org/ru/uh/ uhOlOlOl.shtml (дата обращения: 19.03.2017]. 397
2. Басин, Я. Холокост как предмет научного исследования: К вопросу о ревизии Холокоста в современной Беларуси / Я. Басин // Уроки Холокоста: история и современность. - 2010. - № 3. - URL: http:// mb.s5x.org/homoliber.org/ru/uh/uh030401.shtml (дата обращения: 19.03.2017].
3. В.Макей: в современной Беларуси делается многое для сохранения памяти о жертвах Холокоста // БЕЛТА. - 2013. - URL: http://www. belta.by/society/view/makej-v-sovremennoj-belarusi-delaetsja-mnogoedlja-sohranenija-pamjati-o-zhertvah-holokosta-28425-2013(датаобращения: 10.02.2017].
4. Гісторыя Беларусі. Ч. 2: ХІХ-ХХ стагоддзі: курс лекцый / П. I. Брыгадзін [і інш.]. - Гродна, Мінск: Гродзенскі дзяржаўны ўніверсітэт імя Янкі Купалы, Беларуси дзяржаўны ўніверсітэт, 2002. - 655 с.
5. Дапаможнік па гісторыі Беларусі для паступаючых у вышэйшыя навучальныя ўстановы / А. Л. Абецэдарская [і інш.]. - Мінск: Экапер - спектыва, 1997. - 311 с.
6. Дашкевич, В. Предатели, праведники и невыученные уроки Холокоста / В.Дашкевич // Sputnik Беларусь. - 2016. - URL: https://sputnik. by/event/20160127/1019782720.html (дата обращения: 03.03.2017].
7. Иоффе, Э. Актуальные вопросы изучения Холокоста на территории Советской Белоруссии в годы Второй мировой войны / Э. Иоффе // Актуальные вопросы изучения Холокоста на территории Беларуси в годы немецко-фашистской оккупации. - 2006. - URL: http:// mb.s5x.org/homoliber.org/ru/kg/kg020103.html (дата обращения: 19.03.2017].
8. История Холокоста на территории Беларуси: Библиограф, указ.; сост. И. П. Герасимова, С. М. Паперная. - Витебск: Витебская областная типография, 2001. - 104 с.
9. Розенблат, Е. Юденраты в Беларуси: проблема еврейской коллаборации / Е. Розенблат // Уроки Холокоста: история и современность. - 2008. - № 1. - URL: http://mb.s5x.org/homoliber.org/ru/uh/uh010202. shtml (дата обращения: 20.03.2017].
10. Смиловицкий, Л. Л. Катастрофа евреев в Белоруссии, 1941-1944. - Тель-Авив: Библиотека Матвея Черного, 2000. - 432 с.
11. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: у 6 т. - Мінск: БелЭН, 2001. - Т. 6. - Кн. 1.-59 1 с. 13. Яўрэі // Беларус. энцыкл.: у 18 т. - Мінск: БелЭн, 2004. - Т. 18. - Кн. 1. - С. 316.